телефон в Испании:
+ 34 600-611-307
телефон в Москве:
+7 925 510-78-19
телефон в Воронеже:
+7 473 229-44-81
почта:
info@espana.su
Все про отдых Знаменитые места

Собор Святого Семейства

   

Собор Святого Семейства, Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família), расположен к северу от Старого Города Барселоны в районе Eixample. Строительство храма, начатое в 1882 году, до сих пор не завершено.

Проект собора был изначально разработан архитектором Франческо дель Вильяр (Francesco del Villar), который спустя год после начала строительства был замещен Антонио Гауди. Гауди полностью переработал проект, выполнив его в смеси стилей арт-нуво и модерна. Финансирование строительства производилось по подписке, из пожертвований католической общины и государственных грантов.

В 1882 году городские власти Барселоны начали строительство церкви, посвященной Святому Семейству – Саграда Фамилия. Для нового храма был выделен свободный участок, находившийся в то время в нескольких километрах от города. Первоначальный проект храма принадлежит архитектору Франческо дель Вильяру. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия продолжалось все последующие годы жизни Гауди. На вопросы о необычно долгой длительности работ он отвечал: «Мой клиент не торопится». С самого начала Гауди решил не следовать путем обычной архитектуры неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу и в основных формах, имея план в форме «латинского креста», но во всем остальном архитектор намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов. По мере того, как строительство прогрессировало, собор приобретал свой необычный для католического храма вид: веретенообразные башни, по форме напоминающие песчаные замки, элементы крыши, выполненные в стиле кубизма.

Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих чертах основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и детали по мере продвижения вперед. Для этого ему необходимо было постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные мысли и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и ломая построенное. Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не то вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька! По замыслу Гауди все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трех фасадов был посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». По замыслу Гауди, фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы.

Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть трансепта и апсида, составляющие большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроены. Более того – и сам Рождественский фасад был достроен только в 1950-е годы.

Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды», – писал Гауди.

С 1914 года Гауди все силы отдавал только строительству своего храма. Церковь стала его навязчивой идеей. Углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (решением инициаторов основания храма – Ассоциации почитателей Св. Иосифа – строительство должно было финансироваться только за счет пожертвований прихожан, поэтому работы не раз приостанавливались из-за нехватки средств). Однажды, в 1926 году, направляясь в близлежащую церковь к вечерне, недалеко от строительной площадки Гауди был сбит трамваем. Никто не узнал в старике, одетом в поношенную одежду и похожем на бродягу, известного всей Барселоне архитектора. Он был отправлен в госпиталь Святого Петра и Святого Креста – больницу для бедных. Через два дня в возрасте 74 лет Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте недостроенного им собора.

После смерти Гауди в 1926 году работы над храмом продолжились под руководством Доминика Суграньеса (Domènech Sugranyes). Но вскоре события Гражданской Войны в Испании на несколько лет прервали строительство. Во время войны каталонские анархисты разрушили модель собора и уничтожили чертежи Гауди. Самому зданию также был нанесен ущерб. В 40-х годах работы были возобновлены. В 80-х годах по инициативе архитектора Jordi Bonet i Armengol для расчета конструкций собора стали применять компьютерные модели.

В середине 90-х годах вокруг недостроенного собора возникли споры о целесообразности продолжения работ. Группа архитекторов и градостроителей, которую возглавил известный каталонский архитектор Oriol Bohigas, призывала к полному их прекращению. Тем не менее проект был продолжен, финансируемый теперь консервативными католическими организациями, частными лицами и из-за рубежа (значительная часть средств поступает, например, из Японии).

Скорому окончанию проекта также препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы собора. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки. Предварительной датой завершения строительства указывается 2026 год – столетие со дня смерти автора проекта Антонио Гауди. В 2008 году предстоит завершить важный этап – покрытие кровлей центрального нефа здания.

Благодаря своему необычному внешнему виду, недостроенный собор стал одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periódico de Catalunya, в 2006 году собор посетило 2,26 миллиона человек, что ставит его в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом  Альгамбра.

Целью Гауди было сделать собор Святого Семейства «последней великой святыней  христианства», вследствие чего архитектурные элементы храма полны христианского символизма. Наиболее сильное впечатление производят веретенообразные шпили собора, общим числом 18, символизирующие (по мере увеличения высоты) 12  Апостолов, 4 Евангелистов, Пресвятую Деву Марию и Иисуса Христа.  Башни евангелистов украшены скульптурами их традиционных символов: быка (Св. Лука), ангела (Св. Матфей), орла (Св. Иоанн) и льва (Св. Марк). Центральный шпиль (Иисуса Христа) будет увенчан гигантским крестом, так что максимальная высота собора составит 170 м – на 1 м ниже, чем гора Montjuïc в Барселоне. Так, по замыслу Гауди, его творение не должно было превосходить творение Божье. Меньшие башни также украшены снопами пшеницы и гроздьями винограда, символизирующими Святое Причастие.

Собор будет иметь три фасада, символизирующие Рождество (восточный), Славу (еще не закончен) и Страсти (западный) Христовы. Фасад Рождества был завершен до Гражданской войны и выполнен в соответствии с оригинальным замыслом Гауди. Фасад Страстей Христовых отличается фигурамии изможденных людей, в том числе скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа. Автором этих скульптур является Josep Subirachs.

В декоре здания широко использованы тексты литургии, в том числе слова «Hosanna», «Excelsis» и «Sanctus». Главные врата фасада Страстей Христовых украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский. Фасад Славы будет украшен словами Апостольского Символа Веры.



Музей Прадо

Для широкой публики этот музей был открыт в 1819 году. Основой для него послужили коллекции картин, которые собирали испанские короли в течение трех столетий. Вначале эти картины предназначались главным образом для украшения дворцовых и церковных капелл. Но в XVI веке (начиная с царствования Карла V) культурные связи Испании с другими европейскими дворами расширяются, и Карл V стал охотно приобретать произведения иностранных мастеров. Его любимым живописцем был Тициан, и в 1548 году он заказывает художнику свой портрет на коне – в память победы под Мюльбергом.

Карл V почти не жил в испанской столице, он предпочитал город Брюссель. Здесь во дворце и хранились приобретенные им коллекции картин Тициана, Моро и других известных живописцев. Впоследствии большинство из этих коллекций было отправлено в Испанию, и теперь они выставлены в Музее Прадо.

Филипп II (сын Карла V), став королем, не покидал Испанию. Он расширил королевские коллекции картин и украсил ими загородный дворец Прадо, перестроенный им для своей третьей жены Елизаветы.

Как и его отец, Филипп II ценил итальянскую живопись и продолжал давать заказы Тициану. Ему нравилась и изощренная художественная фантазия Иеронима Босха, и потому он охотно приобретал его картины. Так в Музее Прадо оказалось лучшее полотно И. Босха «Сад наслаждений». Главный советник Филиппа IV по приобретению произведений искусства Веласкес приобрел несколько выдающихся произведений Веронезе, Тинторетто, Бассано, и они до сих пор украшают Прадо. Примерно тогда же было куплено много прекрасных картин, и среди них такие шедевры, как «Смерть Богоматери» Монтеньи и «Автопортрет» Альбрехта Дюрера.

В 1628 году в Мадрид с дипломатическим поручением от Нидерландов приезжает великий Рубенс. Роль дипломата не помешала ему заниматься в испанской столице живописью, и написанные им здесь картины сразу же были приобретены испанским королем. Другие произведения Рубенса частью попали в Прадо во время распродажи коллекции после смерти художника («Сад любви», «Три грации» и некоторые другие).

В XVIII веке в Испании большое внимание уделялось развитию естественных наук, и было решено, что первым музеем будет музей естествознания. В 1785 году под него отводится место в большом парке Прадо, отсюда впоследствии получил свое название и весь музей. Однако здание для нового музея не было достроено: этому помешали смерть короля Карла III, полное равнодушие к делам культуры Карла IV и последующее нашествие наполеоновской армии.

Только в 1814 году был издан приказ об окончании постройки здания для музея, к этому времени уже сильно пострадавшего от французских войск. Теперь было решено поместить в музей и художественные сокровища, находящиеся во дворцах Мадрида и Аранхуэса.

Вначале в Прадо было совсем немного картин всего 311. Произведения отбирались для музея с особой тщательностью, совершенно не допускались картины с обнаженными фигурами. Сначала даже было издано специальное постановление сжечь такие картины, но потом их передали в закрытые помещения Академии Сан Фернандо. Постепенно количество картин в Музее Прадо начало возрастать. Значительно обогатило Музей разрешение взять часть картин из Эскориала и монастырей. Со временем Прадо становится все более независимым от королевского двора. В дирекцию Музея, кроме высокопоставленных лиц, входят люди искусства. 

В 1868 году Прадо из королевского музея превратился в музей Мадрида. В 1927 году в дар Музею дон Сесаро Кабанес принес полотно Эль Греко «Иоанн Евангелист». Некоторые искусствоведы считают его самым привлекательным вариантом образа Иоанна Евангелиста – любимого ученика Христа – в ряде его многочисленных изображений у Эль Греко. Из других картин Эль Греко в Прадо представлены «Сошествие Святого духа», «Святое семейство», «Крещение», «Вознесение», «Распятие».


Монастырь Монтсеррат

  



Этот высокогорный бенедиктинский монастырь, расположенный к северо-западу от Барселоны, неподалеку от городка Монистроль (Monistrol), является одной из главных святынь Каталонии. Здесь, в Капелле Пречистой Девы, примыкающей к базилике монастыря, хранится фигурка Святой Девы Монтсеррат (так называемая Черная Дева).

Помимо того, что фигурка представляет собой великолепное произведение искусства, прикосновение к этой почитаемой реликвии, по легенде, приносит удачу. Искатели удачи и люди религиозные выстраиваются в очередь каждый день. 

Сам монастырь представляет весьма впечатляющее зрелище: обширный комплекс уникальной архитектуры и окружающие его горы, гармонично соединяясь, открывают незабываемый пейзаж. Очень рекомендуем совершить прогулку по дороге вдоль горного склона, поднимающейся к смотровой площадке с внушительным крестом. Оттуда открывается ни с чем не сравнимый вид на окрестные горные массивы.

Бенедиктинская община в горах Монтсеррат была основана еще в IX веке. А в 1025 году аббат Олиба основал небольшой монастырь, который со временем приобретал все большее значение. В XII веке старинное романское здание было реконструировано в готическом стиле, монастырь превратился в крупное аббатство, ставшее в 1410 году независимым. Своего расцвета аббатство достигло в XV веке, став одним из самых богатых в стране. Одно время аббатом монастыря был Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II (на папском престоле с 1503-го по 1512 год). Юлий был одним из наиболее известных наместников Святого Петра: при нем в Ватикане была создана швейцарская гвардия, начато строительство нового собора Св. Петра, по его заказу работали Микеланджело и Рафаэль. С того времени в Монтсеррат накапливалась внушительная коллекция религиозных ценностей и произведений искусства. Монастырский комплекс, помимо базилики и капеллы, включает в себя ряд строений: келейный корпус, здание музея Монтсеррат, гостиничный корпус. На территории монастыря расположено несколько баров, ресторан, импровизированный рыночек, медицинский центр. От одной из двух станций фуникулера можно совершить приятную прогулку, продолжительностью от 30 минут до двух с половиной часов. Также вы можете прокатиться в вагончиках подвесной дороги (продолжительность поездки 40 минут). Но, конечно, главной целью любой экскурсии является посещение базилики.  Считается, что Черная Мадонна помогает обрести здоровье, победить недуги,  а женщинам обрести счастье материнства. На Монтсеррат есть специальная комната: там полно палок, костылей, которые оставляют излечившиеся, и огромное количество  записок с благодарностью об исцелении.

Организованные экскурсии стараются планировать таким образом, чтобы туристы застали службу. Если Вам повезет, Вы услышите исполнение церковных гимнов местным хором мальчиков, который считается  одним из лучших в Испании. Гармоничное сочетание прекрасного пения и величественного интерьера не оставляет равнодушными даже закоренелых атеистов. 

Также рекомендуем заглянуть в Музей Монтсеррат. Его разнообразная экспозиция   содержит коллекции интереснейших археологических находок, богато декорированных изделий из золота и драгоценных металлов XV – XIX веков. В музее выставлено прекрасное собрание икон различных периодов. Все эти экспонаты собирались веками монашеской общиной, многие из них уникальны и имеют большую историческую ценность. Среди полотен классической живописи можно встретить работы таких художников, как Моралес, Эль Греко, Караваджо, Люка Джор-дано, Тьеполо.


Культурные и исторические памятники Испании, объявленные ЮНЕСКО достоянием человечества

• Centra historico de Cordoba
Исторический центр города Кордова


Культурно-архитектурный расцвет Кордовы начался в VIII веке с приходом на территорию Испании арабов. Были возведены 300 мечетей, бесчисленное количество дворцов и других зданий и домов, которые являются произведениями искусства.


• Alhambra, Generalife у Albaycin, Granada
Дворцовые ансамбли Альгамбра, Хенералифе и Альбайсин

Испания, хотя и европейская страна, но связана с Африкой. Ее границы значительнее открыты со стороны Африки, чем со стороны Европы. Фауна, флора, колорит пейзажей и тип населения Испании скорее напоминают Африку, чем Европу. Постоянное соприкосновение с культурой мавров (жителей севера Африки, покоренных в VII веке арабами) придало ей особый колорит. Своеобразным характером отличается и архитектура Испании, в которой отчетливо заметно стремление к живописности и декоративности – чертам, отличающим мавританское зодчество.

До сих пор на холме высится окруженная высокой красной стеной цитадель Гранады –  знаменитая Альгамбра («Красный замок»), выстроенная из красновато-розового кирпича. В настоящее время «Красный замок» является самым ярким образцом мавританского зодчества.

На главных воротах Альгамбры надпись: «Хвала богу. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его. Крепость – ничто без Аллаха». Некогда на камне возле арки мавританский кади (судья) один раз в неделю чинил здесь суд. Поэтому и ворота до сих пор называются «Судейскими».

Дворец возвышается над городом живописной массой крыш, взгромоздившихся друг на друга, башен и куполов, щетинится зубчатыми стенами. Когда-то Альгамбра была одновременно дворцом, крепостью и госпиталем для раненых. Стены башен настолько толсты, что оконные амбразуры кажутся небольшими комнатами.

Снаружи Альгамбра выглядит воплощением простоты, суровости и воинской мощи. Но как непохожа на внешний вид дворца его внутренняя отделка. Полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим отливом, кафелем. Стены сплошь украшены плоскостным орнаментом. Здесь царит безмятежность, сладкая и манящая мечта, все здесь подчиняется необузданной, изощренной роскоши.

Строительство Альгамбры началось в 1238 году, но большинство сооружений, дошедших до нас, было возведено при султане с пространным именем Абу аль-Хаджадж Юсеф бен Абу аль-Валид Исмаил бен Фарх. Этот султан был поэтом, и свой дворец он сравнивал с картиной, которую художник написал для самого себя.

Лабиринт из залов, двориков, павильонов, башен вокруг двух больших внутренних дворов –  вот главная архитектурная особенность Альгамбры. В этом дворце восточные правители стремились воплотить свои представления о рае, райских садах, райской неге и райском блаженстве.

Первый двор Альгамбры – Миртовый, всю середину которого занимает прямоугольный бассейн. Водная гладь как бы заменила землю отраженным небом, лишь узенькие проходы оставлены между краями бассейна и зелеными полосками подстриженных мирт. Зелень обрамляет две аркады – одну настоящую, реальную, другую иллюзорную – отражение в воде. Вода и зелень — неотъемлемые части арабской архитектуры. Когда попадаешь во второй –  Львиный двор Альгамбры, начинает казаться, что все невесомо, потому что мавританский зодчий в своем искусстве сдваивает, группирует по три-четыре бестелесные, бесплотные, напоминающие скорее точеное дерево, нежели камень, колонны. Соединяясь со струями фонтанчиков, они создают ласкающую душу «музыку». Недаром древняя легенда говорит, что многие песни Андалузии навеяны Альгамброй.   Каждая арка заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его», – эти слова повторяются несчетное число раз. Лазурная, алая и золотая краски рябят в глазах, но ни один цвет не преобладает. Орнамент выполнен из стукка – смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов – дерева и стукка.

Десять зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки, ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам. Вдоль одной из сторон Львиного двора располагается открытый «Зал трибунала» (его еще называют «Залом судебных заседаний» или «Залом королей»). Свое название он получил от картин на потолке, которые написаны какими-то особыми красками на кусках отлично выделанной кожи и прибиты к доскам тополевого дерева. Вопреки всем канонам ислама, в центре потолка изображены десять мужей в белых чалмах и просторных одеждах. Кто это? Арабские князья? Воины? Мудрецы или святые? Этого не знает никто. Роспись зала скорее похожа на декоративный ковер, вытканный на золотом фоне.

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.

В отличие от Константинополя, в Гранаде самую роскошную отделку получили жилые, а не официальные помещения дворца. Как ни велика пышность «Зала судебных заседаний», ее превосходит роскошь большого зала в южной части Львиного двора, вокруг которого группировались комнаты халифа и членов его многочисленной семьи.

В этом дворце, столь подробно исследованном учеными, но по-прежнему загадочном, начинаешь по-настоящему понимать сказки «Тысяча и одной ночи».

Рядом с Альгамброй, на соседнем холме, расположена бывшая летняя резиденция мавританских властителей Гранады – Хенералифе, что означает «Высокий сад». Между стенами Альгамбры и холмом Хенералифе вьется каменистая дорога, подобная руслу реки. О возникновении Хенералифе существует поэтическая легенда: мавританскому королю было предсказано, что его сына постигнет несчастье от встречи с женщиной. И тогда король поселил сына в сады Хенералифе, чтобы он не встречал женских лиц.

Когда говорят о сказочных садах халифа, то в представлении невольно возникают сады Хенералифе. Хенералифе – это маленькая Альгамбра с обильными источниками, великолепными вековыми кипарисами (их появление относят еще к временам владычества арабов). Рядом с этими почтенными старожилами растут прекрасные апельсиновые деревья. Аллея, которая ведет из Альгамбры в город, составляет часть обширных садов, раскинувшихся вдоль стен Альгамбры. Эти сады состоят в основном из вязов и платанов.

Каждую весну в садах Хенералифе устраивается международный фестиваль музыки и танца. Концерты даются на естественном фоне зелени, цветов, каналов и фонтанов.

Альбайсин напоминает самостоятельный город со множеством церквей и домов, карабкающихся в гору и окруженных садами (этот тип дома с садом здесь называется «кармен»). Многие современные христианские храмы Альбайсина – бывшие мечети. Обычно сама мечеть разрушалась, а минарет сохранялся и служил колокольней. Таковы, например, церковь Сан Хосе с минаретом XI века, готическая церковь Сан Хуан де лос Рейес, сооруженная на месте мечети Атайбин с минаретом XIII века. В Альбайсине можно встретить немало мавританских жилых построек, а также бани XI века, самые древние в Испании, со сводчатыми куполами и капителями не только готской и арабской, но даже еще древнеримской работы.

• Catedral de Burgos
Готический кафедральный собор Бургоса

Строение этого Собора началось в XIII веке, а закончилось между XV и XVI веками.


• Monasterio y sitio de el Escorial, MADRID                                                          
Дворец – монастырь Эль Эскориал, Мадрид

Недалеко от Мадрида находится всемирно известный Эскориал. Это не просто архитектурный ансамбль, резиденция королей, библиотека, музей и крупнейший национальный архив. Мрачной громадой поднимается он, окруженный массивными, как у крепости, стенами с тяжелыми башнями. Холодный и неприветливый замок Эль Эскориал производил впечатление огромной глыбы серого гранита.

Битва при Сент-Квентине во Фландрии 10 августа 1557 года, в день великой для испанцев победы, стала вдвойне знаменательной датой, поскольку это был день святого Лаврентия. Но именно в этот день в ходе битвы была разрушена церковь его имени, и испанский король, человек глубоко верующий, поклялся отстроить для святого вместо разрушенной новую церковь. Указ об основании Эскориала составил сам Филипп II. В пустынных предгорьях закипела работа. Из разных концов империи везли в этот край строительные материалы. Караваны судов доставляли в испанские порты ценнейшие породы деревьев с Вест-Индских островов. Все поглощал ненасытный Эскориал, который обошелся испанской короне в шесть миллионов дукатов. Казалось, что строительству никогда не будет конца. Умирали короли, а дворец оставался недостроенным.

Эскориал называют восьмым чудом света. Он раскинулся обширным прямоугольником (размер внешних стен 161 x 206 м), и его безыскусные, по-военному строгие и симметричные фасады могут показаться однообразными. Единственным их украшением являются лишь традиционные для испанской архитектуры угловые башни. Попытки подсчитать точное число окон и дверей Эскориала никогда не дают одинаковых результатов, и в основном все сходятся на таких цифрах – около 1250 дверей и 2500 окон.

Королевские покои были размещены в Эскориале таким образом, чтобы непосредственно из них король мог пройти в церковь. Когда Филипп II был уже стар и немощен, он все равно имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки святого Лаврентия. 

Наследники Филиппа II предпочитали более пышные и просторные апартаменты и к тому же не горели желанием непременно и всегда видеть перед собою главный алтарь. Поэтому они расширили дворец, сделав пристройки к северной стороне церкви. К югу от нее находится двухъярусная галерея крестного хода, окаймляющая внутренний двор – так называемый «Дворик евангелистов», украшенный скульптурными изображениями четырех евангелистов.

Эскориал служил не только дворцом и монастырем, он стал и усыпальницей испанского королевского дома. «Пантеон королей» расположен под главным алтарем церкви, и долгое время он и после смерти Филиппа II оставался незавершенным. Холодной строгостью отмечено убранство и внутренних апартаментов Эскориала. Сводчатые коридоры, серые гранитные галереи, многочисленные тайные ходы... Наиболее красиво и выдержанно оформлена библиотека, размещенная в длинной галерее у западного входа. Филипп II еще при жизни мог оценить и увидеть ее во всей красе. Плафон библиотеки, которая хранит ценнейшее собрание книг и рукописей, покрыт аллегорическими изображениями наук и искусств.

Одна из самых богатых в Европе картинных галерей находится в Эскориале. Более пяти тысяч полотен насчитывается в ее залах. Она славится прежде всего собранием полотен Тициана, но есть здесь и картины Эль Греко, Веронезе, Тинторетто, Иеронима Босха и Веласкеса. Во дворце экспонируется также ценная коллекция настенных ковров, некоторые из них вытканы по эскизам Гойи и Рубенса. Во внутренних двориках Эскориала стоят статуи – превосходные скульптуры греческих мастеров. Кроме этого, немало сокровищ таит в себе «Реликарио», где находятся изделия из золота и серебра с вкрапленными в них драгоценными камнями. Здесь же выставлено Евангелие со страницами из чистейшего золота.


• Parque y palacio Guell y Casa Mila, Barcelona
Парк и дворец Гуэля и Дом Мила, Барселона



  

Творения Антонио Гауди (1852 - 1926 гг.) в Барселоне. Автор, создавая проекты своих работ, использовал разные культурные и архитектурные основы. Его творческие поиски выразились в новом стиле и новых тенденциях, в которых выполнены не только дома, но и сады, скульптуры и формы декоративного искусства.


• Cuevas de Altamira, Cantabria
Пещеры Альтамиры, Кантабрия

  

Альтамира – огромная пещера в стране Басков, в Кантабрийских горах, получившая всемирную известность своими древнейшими наскальными рисунками. Ее насыпают «Сикстинской капеллой первобытного искусства».

Пещера была случайно обнаружена в 1868 году. Спустя несколько лет ее исследованием занялся испанский археолог и спелеолог дон Марселино де Саутуола. Во время одного из посещений пещеры девятилетняя дочь Саутуолы неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки. Изучив их, ученый пришел к выводу: росписи Альтамиры – дело рук первобытного человека.

Открытие этого ярчайшего памятника палеолитического искусства стало настоящей сенсацией. Весь научный мир сначала резко выступил против выводов Саутуолы. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.

На двадцать лет альтамирские рисунки забыли. Между тем открытия настенных изображений в пещерах Европы множились. Об Альтамире вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных им на стенах пещеры Ля Мут (Франция).

Открытие рисунков в Альтлмире стало началом изучения пещерной живописи палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее на территории Франции и Испании. Рисунки Алътамиры свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. 

Просторные залы знаменитой пещеры тянутся более чем на 280 метров. Изображения Альтамиры относятся к мадленской культуре позднего палеолита. Их возраст насчитывает 15,5 тысяч лет. Почти сразу от входа в мягкой глине пещерных стен появляются сплетения процарапанных линий, постепенно переходящие в головы и тела животных. Наряду с нарисованными и высеченными на скале фигурами зверей здесь есть и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческие тела. Рядом видны красно-коричневые отпечатки ладоней и знаки разнообразных форм, смысл которых не разгадан.

Самая интересная часть пещеры – «Зал Животных» (9 х 18 м). Рисунки живо и с большой точностью воспроизводят быков, лошадей, ланей, кабанов. Длина фигур достигает 2,5 м. Рисунки выполнены черной, красной и желтой краской, древесным углем, а также вырезаны заостренным каменным орудием. Чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. И вот что замечательно: первобытные художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности. Несколько уверенных штрихов – и неровности скалы превращаются в мастерски исполненные изображения лежащих бизонов.

Почти девять десятилетий знаменитые пещеры Альтамиры были доступны для обозрения. Здесь был устроен первоклассно оборудованный музей. Но оказалось, что выдыхаемый посетителями углекислый газ и тепло человеческих тел в сочетании с искусственным светом настолько вредят наскальным картинам, что пещеры пришлось закрыть для массового туризма. Теперь попасть туда можно, только имея заранее полученное специальное письменное разрешение.


• Ciudad vieja de Segovia у su acueducto
Старый город Сеговии и романский Акведук


Построенный в 50-х годах н. э., римский акведук города до сих пор сохранил первоначальное состояние. Это произведение с двумя рядами арок единой стеной опоясывает историческую часть города Сеговии.


• Monumentos de Oviedo у del Reino de Asturias
Культурные памятники Овьедо и Королевства Астурии


К памятникам искусства причисляется ансамбль церквей в Овьедо Санта Мария дель Нарранко, Сан Мигель де Лильо, Санта Кристина де Лена, Ла Камара Санта и Сан Хулиан де лос Прадос.


• Ciudad vieja de Santiago de Compostela
Старый город Сантьяго де Компостела, Ла Корунья

Это знаменитое для паломников место на северо-востоке Испании превратилось в символ борьбы христианства с исламским миром. Разрушенный в конце XX века арабами, веком позже он был восстановлен.


• Ciudad vieja de Avila e iglesias extra-muros                                     
Старый город Авилы с ансамблем близлежащих церквей


В XI веке с целью обороны испанских земель от арабских войск был основан город «Святых и Камней», для чего была возведена крепостная стена с 82 полукруговыми башнями и 9 воротами.


• Arquitectura Mudejar de Teruel                                                                
Архитектура стиля Мудехар города Теруэль

Сохранившиеся до наших дней четеры башни Теруэля, сторительство которых началось в конце XII, а закончилось в начале XIII века, выполнены в архитектурном стиле Мудехар (своеобразное единство трех культур).


• Ciudad historica de Toledo
Историческая часть города Толедо

На протяжении двух тысячелетий история города Толедо отражает историю Испании. Построенный еще в римский период, он стал столицей вестготского королевства, а затем крепостью Эмирата Кордовы, своеобразным началом борьбы христиан против арабов. В XVI веке – это символ верховной власти Карлоса V.


• Parque Nacional de Garajonay              
Национальный парк Гарахонай, остров Ла Гомера, Канарские острова

Национальный природный парк острова Ла Гомера (Канарские острова) с большим количеством родников, мелких ручейков и пышной растительностью до сих пор сохранил первозданность природного мира периода третичной формации, который из-за климатических условий практически исчез с большей территории южной части Европы.


• Ciudad vieja de Caceres
Старый город Касереса

В архитектурном собрании города сохранились картины и фрески, посвященные битвам и подвигам христиан против мавров. Смешение романского стиля с исламским искусством, с северным течением готики и Эпохи Возрождения придает городу особую привлекательность.


• Catedral, Alcazar у Archivo de Indias de Sevilla                                          
Кафедральный собор, Алькасар и архив Вест-Индии в Севилье




Собрание этих трех зданий является монументальным единством самого сердца Севильи. Собор и Алькасар, датируемые 1248 годом, выступают в роли свидетелей времен Альмохаде и христианизации Андалусии. На протяжении долгого времени до XVI века в искусстве и культуре заметно влияние арабского стиля: минарет Хиральда, архитектурное произведение Альмохаде, вместе с Собором, который является одним из больших готических соборов Европы, в котором покоятся останки великого мореплавателя Христофора Колумба. Древний памятник Лонха содержит ценные исторические документы о первых колониях Америки.


• Ciudad vieja de Salamanca
Старый город Саламанки

Этот университетский город на северо-западе от Мадрида, был завоеван уроженцами Картахены еще в III веке до н. э. Далее он превратился в романский городок: с пришествием на территорию Испании арабских войск, он был занят ими до XI века. Один из самых древних Университетов Европы, Университет Саламанки, испытал пик своего расцвета в Золотой век Испании. В историческом центре города сохранились произведения искусства романского, готского, арабского периодов, а также произведения, выполненные в стиле барокко и Эпохи Возрождения.


• Monasterio de Poblet Tarragona
Монастырь Поблет, Таррагона



Расположенное в живописной местности Каталонии, аббатство в союзе с церквями, созданными на протяжении XII века, создает единый религиозный комплекс. Монастырь соединен с королевским дворцом, который окружен крепостными стенами, и в нем находится Пантеон королей Каталонии и Арагона.


• Conjunto arqueologico de Merida, Badajoz 
Археологический ансамбль Мериды, Бадахос

Хорошо сохранившиеся памятники старой части города, включают в свой ансамбль: древний мост через реку Гуадьяна, амфитеатр, театр, древний цирк и целую систему снабжения города водой. Эти сохранившиеся собрания почти целого древнего города римского периода представляют для современности большой культурный и исторический интерес.

• El monasterio real de Santa Maria de Guadalupe
Королевский монастырь Санта Мария де Гваделупе, Касерес



Религиозный мотив архитектуры монастыря несет два основных и исторически важных момента Испании 1492 года: Реконкиста Иберийского полуострова, возглавляемая Католическими королями и открытие Колумбом Америки. Скульптура монастыря Девы Марии превратилась в символ христианизации большей половины Нового Мира.


• Camino de Santiago de Compostela
Путь Святого Якова

Паломнический Путь Святого Якова, который начинается с границы между Францией и Испанией, до сих пор важен и актуален для паломников. На протяжении всего Святого Пути насчитывается около 1800 исторически значимых зданий, среди которых выделяют и религиозные памятники, созданные много веков назад.


• Parque Nacional de Donana, Huelva
Национальный парк Доньяня, Уэльва

Разнообразная флора и фауна парка, лагуны, сыпучие дюны и зеленые горы – это уникальный природный мир для редких видов птиц, находящихся на грани вымирания и одно из немногочисленных мест Средиземноморского региона, где можно встретить рыжих цапель.


• Ciudad historica fortlfiecada de Cuenca
Историческая часть города Куэнки

Возведенный в средние века город Куэнка был «защитой и ядром» Калифата Кордовы. В XII веке он был завоеван войсками Кастилии, после чего стал одним из важных религиозных и королевских городов Испании. Готический Собор и знаменитые «подвешенные дома», которые разместились на обрывистых склонах реки Уэкар, поражают и умиляют гостей города своей необычностью.


• La Lonja de la Seda de Valencia
Ла Лонха де ла Седа,  Валенсия

Эта группа исторических зданий, построенных в период между 1482 и 1533 годами, изначально была предназначена для помещений, где велись коммерческие сделки и торги шелком. Залы, где купцы заключали контракты и вели торги, выполнены в готическом стиле позднего периода и демонстрируют величие и богатство торгового города XV и XVI веков.


• Las Medulas, Leon
Лас Медулас, Леон

В I веке н. э. власти римской империи начали использовать рудники для добычи золота, большое количество которых находилось в этом регионе Испании. Для добычи специально использовали технику гидравлического пресса.


• Palau de la musiaca Cataluña y hospital de San Pau, Barcelona
Дворец каталонской музыки и госпиталь Сан Пау, Барселона

Дворец каталонской музыки создает образ стальной решетки, полной света и пространства, в украшении которого принимали участие многие ведущие художники.


• Monasteries de San Millan de Yuso у de Suso
Монастыри Сан Мильян в Юсо и Сусо, Ла Риоха

Монастырское сообщество, образованное Святым Мильяном в середине VI века, превратилось в одно из важных и религиозных мест для верующих.


• Arte Rupestre del Arco Mediterraneo de la Peninsula Iberica
Наскальное искусство Средиземноморской дуги Иберийского полуострова


• Universidad у Recinto Historico de Alcala de Henarеs
Университет и историческое крепостное сооружение Алкала де Энарес, Мадрид

Город Алкала де Энарес был основан кардиналом Хименесом де Сиснерос в начале XVI века. Это был первый запланированный университетский городок, который служил образцом городского и университетского типа, и который испанские миссионеры попытались перевезти в Америку как показательную модель образовательного центра.


• Ibiza, biodiversidad y culiura
Ибиса, разнообразие биологических видов и культуры


• San Cristobal de la Laguna, Tenerife
Город Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна, Тенерифе

Два ядра составляют Сан Кристобаль де ла Лагуна: «высокий» и «низкий» города.


• Conjunto Arqueologico de Таrrасо, Tarragona                                                                      
Археологический ансамбль древнеримского города Таррако, Таррагона

Таррако (Таррагона) был одним из первых городов римского периода и первым административным и торгово-деловым центром в римской Испании. Недавно были обнаружены остатки еще двух древних зданий.


• Palmeral de Elche, Alicante
Пальмовая роща Эльче, Аликанте



Очевидно, что эта роща зародилась еще во времена финикийцев, которые осваивали берега древней Испании. В дальнейшем вся эта территория, занятая под пальмы, была разделена оросительными каналами, которые были сооружены во время арабского владычества.


• Murallas romanas de Lugo
Стены римского периода в городе Луго

Крепостное сооружение города Луго было возведено в конце II  века с целью защиты города.


• Iglesias romanicas de Vall de Bohi, Lleida
Ансамбль церквей Валь де Бои римского периода, Лейда

Долина Валь де Бои расположена среди Пиренейских гор, сосредоточенных в административном округе «Альта Рибагорка». Почти в каждом селении в этой местности сохранены церкви романского периода.


• Yacimientos arqueologicos de Atapuerca, Burgos
Археологические раскопки вблизи Атапуэрка, Бургос

Здесь обнаружены окаменелые остатки одних из первых человеческих поселений в Европе более 1 миллиона лет назад. Они представляют собой исключительный памятник для изучения развития человеческой жизни на протяжении многих веков.



 

Все права защищены Espana.su | контактная информация   Разработка интернет-компания Юнона